Нездоля Александр Иванович
Главная » 2005 » Февраль » 10 » Коррупция как диагноз болезни власти
22:29
Коррупция как диагноз болезни власти
В новой книге генерала госбезопасности, члена Национального союза журналистов, одного из лидеров Союза демократических сил Александра Нездоли «Украина третьего тысячелетия» на основе анализа политико-экономического развития Украины дается весьма критическая оценка многим реформаторским промахам, которые усугубили кризисное состояние державы к концу 90-х годов. А также прогнозируется завтрашний день страны, предлагаются порой нестандартные, но вполне реальные варианты решения острых проблем, намечаются пути дальнейшей демократизации украинского общества, укрепления его единства и повышения ответственности всех важнейших структур перед трудящимися.

Особое место, на наш взгляд, занимает тема коррупции, которую автор воспринимает как тяжкую болезнь общества. Как складывался этот феномен в бывшем СССР и как «трансформировался» в государственное устройство независимой Украины? Какие отличительные черты «нашей» коррупции и как с ней бороться? Ответы на эти и другие вопросы и найдет читатель в книге.


Платят даже смотрителю кладбища


На Западе авторитетные криминалисты и историки развития преступного мира на всех общественных уровнях давно установили, что коррупция — это не только кормилица преступных группировок, но и язва на теле государства, которая при недостаточном лечении может превратиться в гангрену, смертельную для власти. Формулируя эту образную мысль, зарубежные правоохранители и юристы учитывали и то, что влиятельные коррупционеры в разных странах нередко были причастны к государственным переворотам и путчам.

Например, в 1936-1938 годах в Испании они частично финансировали антинародный мятеж Франко и в итоге привели его к власти. То, что впоследствии Франко сурово преследовал крупных взяточников, уже другой вопрос. В латиноамериканских странах с начала XX века реакционно настроенные коррупционеры тоже искали союзничества с путчистами, надеясь при их власти снискать благорасположение диктаторов. И многим это удавалось, поскольку сами путчисты были отъявленными взяточниками и за огромные суммы продавали государственные должности в провинциях и столице. Занимая высокие посты, коррупционеры во всех странах при любых режимах обирали народ и государство, то есть они по самой своей сути являются врагами нации. И определение «враги» я употребил не зря, так как издавна крупные финансовые преступники, подрывающие экономику страны, причислялись законом к особо опасным криминальным элементам, то есть врагам государственных устоев.

Ныне в Украине широкомасштабное взяточничество тоже грозит государственной системе. В этом со мной соглашаются собеседники самых противоположных политических убеждений: и национал-демократы, и коммунисты. Социологические опросы показывают, что самые честные и принципиальные граждане хотя бы раз в жизни сталкивались с необходимостью дать чиновнику взятку за решение важного вопроса. Ну а о предпринимателях и говорить нечего — они повально при оформлении лицензий и сертификатов вынуждены для ускорения процедур сбора необходимых документов готовить для «ответственных служащих» презенты и конверты с долларами. Этот порок настолько въелся в мораль бизнесменов разного уровня, что в разговорах между собой они без стеснения и опаски спрашивают: «Сколько ты дал за такое-то дело, документ, за то, чтобы фез проволочек твой груз пропустили на таможне?».

Потрясающе, но за 13 лет независимости страны мелкое и крупное взяточничество стало нормой удовлетворения в инстанциях самых законных прав граждан. Один из западных исследователей коррупции в странах СНГ назвал Украину самой коррумпированной страной наравне с Россией и в интервью киевской прессе с нескрываемым ошеломлением сказал: «В Украине взятки родители дают за своих детей с детского сада. В школах это почти норма за выставление завышенных оценок. Без взятки в Украине не решается ни одно мало-мальски серьезное дело». Мне, как человеку, на практике знакомому с экономическими проблемами в стране, понятно, что существование такого негласного закона в ближайшие годы может сильно пошатнуть не только народное хозяйство Украины, но и социальные устои.

Поэтому считаю, что именно сегодня государство и общество должны особое внимание уделить феномену коррупции. В данной проблеме есть еще один важнейший исторически подтвержденный аспект: ни одно коррумпированное государство никогда не добивалось значительного экономического прогресса даже при достаточном промышленном потенциале, и в нем никогда правительство не пользовалось широкой поддержкой масс, и даже при большом желании оно не могло успешно провести незначительные реформы. В таких разлагающихся странах народ и власть всегда были отчуждены друг от друга социально-политическими противоречиями.

Чтобы разобраться в феномене коррупции на украинской почве, для начала надо уточнить, что представляет собой это явление, и четко определить его. Когда я пытался по юридическим и энциклопедическим справочникам найти точное определение коррупции, то столкнулся с парадоксом в международной юриспруденции. Так, отечественные специалисты в этой области отмечают, что борьба с коррупцией затруднена уже тем. что в Украине, да и в других странах мира, в Законе "О борьбе с коррупцией» нет исчерпывающего, четкого и всеобъемлющего определения понятия «коррупция» — настолько она может быть разнообразной и завуалированной. Даже американские юристы, дотошно давшие обширную характеристику взяточничеству в разных формах, признают, что всеохватывающего определения, учитывающего многие особенности, пока нет. С ними согласны маститые итальянские правоведы. Сравнивая разные формулировки этого порочного явления, я убедился, что в законодательстве цивилизованных стран Запада коррупция очерчена совершеннее, чем в законе Украины.

В Киеве над трактовкой понятия "коррупция» работали специалисты МВД, СБУ, Министерства юстиции, Генпрокуратуры Украины. В итоге споров юристы пришли к компромиссному решению. Они дали в законе общее определение этого порока, выделили основные виды коррупционных действий. Таким образом, юридически коррупцией считается подкуп-продажность государственных служащих, злоупотребление служебным положением в корыстных целях, использование должностных полномочий и авторитета для удовлетворения личных интересов и целей организованной преступности.

В силу житейских обстоятельств и собственной психологии десятки тысяч граждан ежедневно сталкиваются с проявлениями коррупции и даже сами участвуют в ней — то ли взяткодателями, то ли получателями вознаграждения за одолжение ближнему. Но на самом-то деле чиновники берут взятки не только в рамках формулировки закона, а большей частью за исполнение своих прямых должностных обязанностей без лишней волокиты.

В результате люди платят врачам за качественное лечение, преподавателям — за хорошие оценки, даже в случае, если учащиеся заслуживают их по знаниям, начальнику на работе — за внеочередной отгул, слесарю ЖЭКа — за починку водопроводного крана. Платят даже смотрителю кладбища за удобное место для могилы усопшего родственника. Выходит, что граждане Украины платят за свои же законные права, которые даны им государством бесплатно.

И никто не краснеет

Чиновники берут взятки за свою прямую работу, а за особые одолжения просителю — вдвое-втрое или во много раз больше. И при этом никто не краснеет: ни коррупционер, ни взяткодатель — настолько банальным и привычным явлением жизни стала передача "калыма" из рук в руки. Если совесть, горечь, обида и мучают честных граждан, в силу крайней необходимости вынужденных сунуть служащему конверт с деньгами, то жертвы вымогательства большей частью вынуждены подавить свое возмущение, так как всесильного взяточника на государственной должности не так легко привлечь к ответу.

От некоторых знакомых мне приходилось слышать сетования по этому поводу. На мой вопрос, почему они перед дачей взятки не обратились в МВД или прокуратуру, они осторожно отвечали, что это дело прошедшего времени, что не хотят раздувать судебный «скандал», а то и просто говорили: «Да что мне связываться с этим наглецом? У него руки длинные, а у меня короткие. Все равно при всей своей правоте я ничего не докажу, окажусь виновным, клеветником — и получу срок». Приходится даже профессионалам по борьбе с коррупцией признавать, что изобличить ее часто не так-то просто, тем более, если взяточник — кум, брат или сват очень высокого начальника.

А в общем, реформаторские перевертыши, ошибки, отсутствие у верховной власти положенного волевого начала при руководстве страной в первые годы независимости привели к тому, что граждане живут в обществе, где взяточничество сопровождает их от рождения до смерти. И я не преувеличиваю: почти все молодые родители за рождение своего ребенка благодарят медперсонал роддома презентами и деньгами. Редко кто ограничивается букетом цветов акушерке, бутылкой шампанского и шоколадкой врачу.

При Сталине почти не брали

В спорах о вариантах ликвидации повального взяточничества в стране я слышал от некоторых знакомых возгласы смирения: «Да азиаты мы по крови! В Украине взяточничество процветало с давних времен! Да это у нас традиция — за самые простые дела совать деньги. И ничего со взяточничеством уже не поделаешь!» Я же всегда буду доказывать, что такую «традицию» надо вырывать с корнем, как ядовитое растение, иначе она погубит государство, окончательно развратит общество и превратит наших потомков в бездушных рвачей.

Занявшись более углубленно историей коррупции в дореволюционной России, при советской власти, в независимой Украине, я сделал несколько конкретных выводов. Во-первых, взяточничество приобретает размах в кризисные для государства периоды. Например, с 1914 года в Украине родители стали давать взятки военным властям, чтобы их детей не призвали на фронты первой мировой войны, а в случае призыва оставляли служить в глубоком тылу или в интендантских взводах, ротах. При этом откупиться от мобилизации могли только состоятельные люди, и взяточничество тогда не было столь распространено, губительно для морали общества. Затем всплеск взяточничества, уже среди советского начальства, наблюдался во времена нэпа. Но этот период быстро миновал, и коррупция дала только свой порочный проблеск.

Исследователи современного развития взяточничества в СНГ справедливо считают, что оно начало постепенно развиваться в СССР и Украине с хрущевского правления. А при суровом Сталине взяточничество практически отсутствовало и считалось уникальным и рискованным случаем, потому что по закону за него могли расстрелять или дать не менее 10 лет лагерей.

За коррумпированность не столь часто карали при генсеке Брежневе, когда взяточничество оформилось в губительный для общества и государства порок, характеризующий процессы загнивания советской системы. Вот тогда коррупция действительно стала широко распространяться в Украине.

Из приведенных примеров вытекает вывод, что подкуп начальства в виде мелких подношений продуктами, а иногда и деньгами, существовал в Украине исстари, но в чиновных верхах был эпизодическим, поскольку царские служащие имели иную мораль, развитое чувство долга и служения Отечеству, царю. До брежневских времен Украину ни в коем случае нельзя было назвать коррумпированной страной в юридическом смысле слова. То есть упомянутые факты напрочь разбивают неуклюжие доводы слабовольных и плохо знающих историю вопроса людей и сторонников коррупционеров о том, что взяточничество в крови у украинского народа, что это якобы его давняя традиция. Нет! Это не традиция, а порок, развившийся до опасных масштабов с 1991 года.

Подготовил Леонид САМОИЛЕНКО


Категория: СМИ | Просмотров: 2495 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1