23:38 Чекисты бывшими не бывают | |
Может, кто-то из читателей помнит, чем было т. н. «пятое управление» в КГБ. Для тех, кто не в курсе: оно занималось диссидентами, и этим все сказано. Многолетний работник этого ведомства Александр Н, прошедший в нем тернистый путь от лейтенанта до генерала, издал книгу воспоминаний. Называется она в стиле документов его организации: «Досье генерала госбезопасности Александра Нездоли», и выпущена ЧП «Дельта» и ООО «Червона Рута-Турс». Герой книги рассказывает, а журналисты Сергей и Элина Нестеренко подробно записывают за ним его историю от раннего детства до крупной фигуры в отечественном политикуме. Вот молодой Саша поступает на факультет военной журналистики. Он стремится быть первым во всем — от оценок на экзаменах до офицерской выправки. Вскоре сам ищет возможность сменить военную форму на «комитетскую». Попадает под «начало» тогдашнего капитана Евгения Марчука. И где-то с начала 70-х годов выявляет инакомыслящих в советской Украине, собирает о них информацию, беседует с ними (на распространенном тогда новоязе — «профилактирует»). Объектами интереса его отдела были представители культуры, искусства, научной интеллигенции. Александр Иванович в книге повествует о многотрудной работе чекистов, призванных следить за политической благонадежностью граждан УССР.Судя по всему, он свято верил в справедливость возложенной на него функции. Жизнь подарила ему встречи с очень интересными людьми. Правда, называет он только некоторых, в основном это крупные чины из КГБ и партийные деятели. Свою богатую практику борьбы с инакомыслящими он иллюстрирует несколькими историями. Но те, кто попадал в его поле зрения в «служебном порядке», чьи слова и действия он отслеживал, кого «профилактировал» со всей мощью своего ведомства, генералом Нездолей не называются. Не «сдает» он и тех, кого принято называть «информаторами». Более того, рассказывает, что когда настали перемены в стране, он собрал оперативные донесения от них в несколько мешков, вывез в лес и сжег. В начале 80-х годов диссидентское движение в СССР было практически уничтожено, а сотрудник КГБ Нездоля переброшен на новое поле боя, на сей раз действительно опасное — в Афганистан. Потом в его функции входило обеспечение безопасности высших лиц государства, в том числе Михаила Горбачева. Увидеть лидера перестройки глазами его охранника — это и впрямь поучительно. После обретения Украиной независимости Александр Иванович работал в различных службах. Был помощником своего давнего шефа Евгения Марчука во времена, когда тот стал председателем СБУ, а потом и премьером Украины. Занимался организацией избирательной кампании в его штабе во время президентской гонки 1999 года. Для многих, пытающихся понять, что в действительности представляла собой «каневская четверка», и какова была в ней роль Евгения Марчука, будет полезно почитать заметки одного из ведущих «оргов» его штаба. Так, в самый важный момент, когда г-н Нездоля обнаружил из рук вон плохую работу штабистов, «швондеров», как он их называет, Марчук вдруг посоветовал ему «сбавить обороты — потом легче будет жить». «Досье генерала госбезопасности Александра Нездоли» издано весьма элегантно. Текст подан вполне нейтрально, хотя в некоторых местах его портит чрезмерно умильная интонация. Прямая речь Александра Ивановича выделена курсивом и, кроме того, напечатана на серых плашках, что придает книге строгость отглаженных стрелок на генеральской форме. Не говорю уж о хорошей бумаге и отличном дизайне обложки, где помещен выразительный портрет героя книги. Думается, эти воспоминания, изданные в 2003 году, будут интересны многим, даже тем, кто не согласен с рядом мыслей генерала, а в советские времена находился с ним по разные стороны баррикад. А вот вторая книга Нездоли «Украина третьего тысячелетия» вышла уже в этом году. В нее попала даже подробная оценка оранжевой революции, сделанная опытнейшим аналитиком по горячим следам. Генерал СБУ приветствует происходящие перемены, поскольку в середине 90-х годов он занимался раскрытием экономических нарушений в верхушке нашей страны и видел постепенное превращение ее в государственную мафиозную структуру. Эта книга издана не менее тщательно и также может послужить материалом для размышлений всем тем, кто имеет вкус к добротной аналитике. Девушка-воительница с мечом в руке, а на заднем плане — три горы с символами Киева — Андреевской церковью, былинными богатырями и врубелевским «Демоном». Так выглядит обложка нового романа Лады Лузиной «Киевские ведьмы. Меч и крест», выпущенного издательством «Фолио». Дорогие киевляне! Признайтесь: вам, жителям древнего, загадочного, порой неуютного и бестолкового, но всегда лучшего в мире города, не обидно, что о нем так мало написано романов, повестей, стихов, его достойных? Кто может вспомнить книгу, где главным героем, а не усредненным «местом действия» был бы он — неповторимый Киев? После киевских повестей Куприна и булгаковской «Белой гвардии» ничего выдающегося, пожалуй, и на ум не приходит. Кроме нескольких хороших справочников Михаила Кальницкого, «Энциклопедии киевской старины» Анатолия Макарова, давно уже не создавались романы, в которых Киев был бы отражен так, как, например, Петербург у Достоевского и Крестовского, Москва у Гиляровского и Аксенова или Одесса у Бабеля с Катаевым. Где Киев современный с его уникальным духом и колоритом? Неужели оскудели талантами холмы над Днепром? После такого несколько патетического предисловия хочу предложить вашему вниманию книгу, на мой взгляд, отчасти заполняющую эту зияющую лакуну. Лада Лузина, некогда журналистка скандального толка, выработалась в довольно сильного литератора и написала роман «Киевские ведьмы». Это фэнтези, круто замешанное на реалиях современной столицы Украины. Сам по себе жанр фэнтези не плох и не хорош — он существует. На украинских просторах у него замечательная родословная — ведьм и прочие потусторонние силы на страницы нашей литературы выпустили Гоголь с Булгаковым. А вот многие современные их последователи далеко оторвались от реальности, драконы, маги и прочая нечисть у них действуют в безразмерных картонных декорациях, от которых ни холодно ни жарко. В отличие от них, Лада написала роман-поэму о Киеве, увиденном через колдовской кристалл. Киев — город магический, кто спорит? Ведьминские «Лысые горы» на тысячи километров вокруг есть только в нашем городе, не так ли? Вот и накрутила Лада сюжет, где действуют три дамы начала XXI века, которым ведьма — хранительница киевского духа передает свою силу. Тут и таинственный незнакомец, каждый раз меняющий внешность, и перемещение во времени, в эпоху строительства Владимирского собора, и художники Васнецов, Врубель и Прахов, и оживающие персонажи картины «Три богатыря», и пробудившийся огненный Змий, готовый погубить Город. Тут масса узнаваемых мест, дорогих каждому киевлянину: Кирилловская церковь с ее пещерами, дом-замок в начале Ярославова Вала, художественный музей на улице Терещенко. А начинается и оканчивается действо там, где законно владычествует всякая киевская чертовщина — на Андреевском спуске. Три девицы: прагматичная, холодная бизнес-леди Катя, бой-баба из ночного клуба Даша и дурнушка, книжница Маша попадают в историю со зловещими убийствами, которые сыплются на них, как из дырявого мешка. Они становятся свидетелями ужасной гибели ведьмы Киевицы. Та передает им свою силу, а также книгу, где описан весь ее колдовской арсенал: привороты и заклинания, предсказания и методы оживления мертвых. Героини мечутся по городу, пытаясь понять, во что, собственно, они влипли и что от них требуется, а заодно выясняя отношения между собой и с персонажами мужского пола. Несмотря на современный, отлично прописанный городской антураж с его бордельными ночными клубами, опереточными демонстрациями на Европейской площади, чинными экскурсантами на Андреевском и «разборками» бизнесменов, дьявольщина окружает читателя со всех сторон. Новоявленные ведьмы летают на метлах, к которым для удобства приделаны велосипедные сиденья. Кошки в доме-замке на Ярославовом Валу разговаривают наподобие кота Бегемота из «Мастера и Маргариты», васнецовская картина «Три богатыря» роняет огромный булатный меч Добрыни, ведь только при его магической силе можно оборонить Киев от Змия. Без сомнения, «булгаковщина» в «Ведьмах» чувствуется на каждом шагу. Автор и не скрывает этого, наоборот, постоянно подчеркивает. Героини романа — это по сути разъятая на троих персонажей Маргарита. Хотя всем им вместе не хватает того главного, что сделало Маргариту ведьмой — любви. Нет в романе и единого Мастера. Никак не видится он Ладе Лузиной среди современных мужчин. Зато дурнушка Маша отыскивает его в своих снах, в далеком XIX веке. Это Михаил Врубель, с которым у Маши происходит виртуальный роман, завершающийся удивительной сценой на Байковом кладбище. В конце концов именно из-за вспыхнувшей любви к художнику Маша становится главной киевской ведьмой. Роман перенасыщен историческими сведениями, на страницах книги сталкиваются культурологические, религиозные, художественные гипотезы, от обилия которых у читателя кругом идет голова. Все это нанизано на шампур детективного сюжета, где три девицы мотаются по городу на машинах и мопедах, летают над ним на метлах, занимаются любовью, дерутся, распутывают убийства и готовят колдовские зелья. Есть несколько великолепно написанных глав. Однако порой беллетристическая скоропись довлеет над художественностью, и тогда действие напоминает уже не добротный роман, а сценарий китчевого фильма, где диалоги нарочиты, а поступки не слишком мотивированны. Но таких мест, к чести автора, немного. В романе мощная кульминация — сцена возникновения Змия из пекла, что под Кирилловской церковью, и последующий потоп, вызванный героинями, чтобы погасить огненный шквал. Впечатляет тихий, многозначный финал на кладбище, где дурнушка Маша отыскивает могилку двухлетнего сына Врубеля и встречает Демона. Этот Демон хоть и напоминает булгаковского Воланда, но состязаться с Булгаковым Лузиной, конечно, трудно. Тем не менее попытка состоялась и, на мой взгляд, заслуживает внимания. К сожалению, полиграфическая сторона издания подкачала. Кажется, рисунок на обложке с юной ведьмой мог быть более выразительным и стильным. Хороша идея с вкладками, на которых представлены картины Васнецова, Врубеля, упоминаемые в романе, а также фрески из Владимирского собора. Но их стоило давать в цвете, а не в блеклой серой гамме. И еще, может, мне попался такой неудачный экземпляр, но страницы в нем коробятся и идут волнами. Похоже, что печатали его на мокрой бумаге. В целом роман «Киевские ведьмы» — один из лучших, появившихся в Украине в последнее время. Лада Лузина нащупала и «застолбила» тему, при взгляде на которую долго еще будут облизываться будущие романисты. А мы — перечитывать Киев, увиденный, так сказать, с высоты ведьмовского полета. 14 апреля 2005 г.Анатолий ЛЕМЫШ | |
|