Нездоля Александр Иванович
Главная » 2011 » Ноябрь » 29 » Александр Нездоля: «Большая политика тем грязней, чем шире ее властный беспредел»
02:29
Александр Нездоля: «Большая политика тем грязней, чем шире ее властный беспредел»
Еженедельник 2000
21 - 27 октября 2011 г.

Честно говоря, документальную книгу всегда открываю с конца, чтобы ознакомиться со списком использованной литературы и уяснить, насколько добросовестно отнесся автор к своей задаче.

С этой точки зрения книга генерал-майора СБУ Александра Нездоли «Спецслужбы и власть Украины», выпущенная донецким издательством «Каштан» тиражом всего 1 тыс. экземпляров, удивила: 324 источника! А ведь весь этот объем информации надо было не просто тщательно проработать, но и выбрать только те фрагменты, которые необходимы.

Великие шпионы

На презентации издания, состоявшейся 14 октября, Александра Ивановича назвали «сбитым летчиком» — в 1996 г., имея за плечами многолетний опыт, он оказался не у дел, однако не пал духом, не запил горькую, а нашел применение своим силам: нынешняя книга — пятая на его счету и наверняка не последняя, поскольку усидчивости и исследовательского таланта ее автору не занимать. Писатель Юрий Фролов, принявший непосредственное участие в подготовке этой книги, заявил, что о спецслужбах за последние годы написано немало, но такой еще не было: Александр Нездоля, по его мнению, «умудрен опытом и скрупулезно анализирует прошлое, чтобы не делать ошибок в будущем». А один из друзей генерала отметил, что «это, конечно, не детективное чтиво, но оторваться невозможно».

С моей точки зрения, главное достоинство книги Александра Ивановича заключается в том, что в ней показана не столько история становления и развития спецслужбы, начиная с 1917 г. и заканчивая 1991-м (в интернете на эту тему можно найти сотни публикаций), сколько взаимоотношения этого специфического органа с властью — как с московской, так и с киевской. Как отметил автор, ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ за время своего существования являлись лицом и орудием высшей партийной верхушки и выполняли двойную функцию: «защищали государство от внутренних и внешних врагов и одновременно использовались для подавления инакомыслия в собственном народе».

Однако было бы ошибкой думать, будто г-н Нездоля, прослуживший десятки лет в КГБ, стал «оборотнем в погонах» и сегодня решил отмежеваться от бывших сослуживцев, чтобы в эпистолярном жанре предать анафеме то, чему отдал лучшие годы жизни. Его исследование — это объективный и беспристрастный анализ извилистого и полного трагизма пути, пройденного рядовыми чекистами, вынужденными выполнять приказы свыше. Александр Иванович дает нелицеприятную оценку действиям тех, кто расправлялся с украинским селом, отбирал у голодающих крестьян последнее зерно (ГПУ «сыграло роль главного устрашителя», за 1932 г. было убито 51 925 чел.), ссылал невинных людей на Соловки (туда попало «около 80 тыс. украинцев») и объявлял диссидентов сумасшедшими. Впрочем, он не отрицает, что ни одно государство не может существовать без спецслужбы, а то, что советская была одной из самых эффективных в мире, признают и зарубежные эксперты.

Пожалуй, больше всего на орехи достанется Александру Ивановичу от нынешних поклонников ОУН—УПА: уж больно в неприглядном виде изобразил автор их лидеров. К примеру, если зайти на сайт wikipedia.org, можно прочитать, что Евгений Коновалец боролся «за независимость Украины». Но каким образом? Александр Иванович рассказывает: «боевики Евгения Коновальца с 1923 по 1928 год за выполнение германских заданий против Польши получили около 2 млн. немецких марок», а что касается Степана Бандеры, то «он стал решительным продолжателем фашизации этой организации». Показательно, что Бандера погиб от руки «дважды предателя-соотечественника» Богдана Сташинского, «который первый раз предал родителей, а второй раз хозяев из КГБ». Причем Сташинский попал в книгу «Великие шпионы» под редакцией основателя ЦРУ Алена Даллеса.

Александр Нездоля приходит к выводу: «Война показала, что советский тоталитаризм гуманнее и избирательнее бандеровского». ОУН—УПА в послевоенные годы провели 14 424 разбойных нападения и 4904 теракта, замучили и убили 31 тыс. граждан. Из убитых 1931— врачи, учителя и агрономы, 860 детей; 17 949 уничтожено за сочувствие советской власти. А Романа Шухевича автор называет «хитрым, коварным и осторожным бандитом».

В главе «Хрущев — заказчик-отравитель» лично меня заинтересовал рассказ о ликвидации в 1946 г. полупарализованного лидера украинских националистов Александра Шумского, в которой принял непосредственное участие Павел Судоплатов (один из руководителей органов госбезопасности, уничтожил в 1938 г. Коновальца, руководил операцией по устранению Троцкого). По поводу ликвидации Шумского написано: «И стоило для такого черного дела посылать генерал-лейтенанта, в приказном порядке пятная честь мундира высшего офицера госбезопасности? Большая политика тем грязней, чем шире ее властный беспредел». Шумского же, указывает Александр Нездоля, после рассекречивания архивов КГБ «признали героем, погибшим за идею независимости Украины, которую так пытался задушить Хрущев».

Волна избирательных репрессий

В книге есть немало интересных фактов. Например, рассказывается о судьбе профессора Григория Майрановского, получившего прозвище Доктор Смерть. Он был назначен начальником токсикологического отдела Биохимического института и занимался изобретением ядов, следы которых нельзя обнаружить в организме убитого. После их применения диагностировали либо инфаркт, либо инсульт. Изобретение Доктора — яд К-2, широко использовавшийся для устранения врагов советской власти, включая Бандеру и Шумского. Сам Майрановский «скоропостижно скончался от сердечной недостаточности» в 1964 г. (по одной из версий, Сталина отравили именно его ядом. — Авт.).

Заслуживают внимания и характеристики высшего партийного руководства. К примеру, Александр Иванович не идеализирует Сталина, подробно рассказывает о сфальсифицированном в 1931 г. деле «Весна», в результате которого было расстреляно 27 украинских военных специалистов, о том, какими жертвами был оплачен «экономический рывок» 1933—1937 гг. В то же время «из 1500 заводов 400 было построено в Украине и в 1933-м уже давали продукцию, было проложено 2 тыс. км железнодорожных промышленных веток».

О Хрущеве генерал не слишком высокого мнения. Он называет его «смотрителем и завхозом Украины»: усвоив принцип «ради власти рубить головы с оптимистической улыбкой», он «с матом подписывал присланные из НКВД документы на расстрел сотен очередных «врагов народа».

А вот о Владимире Щербицком, первом секретаре ЦК КПУ, Нездоля другого мнения. Он называет его «человеком редкой коммунистической принципиальности и совестливости», который «умел отстаивать интересы Украины в Москве, когда там затевались популистские проекты за счет нашей республики». По официальной версии, Щербицкий умер в 1990 г. от воспаления легких, но Александр Иванович утверждает, что это было самоубийство. Щербицкий, по его мнению, «не вынес, как на его глазах перестройка превращается в вакханалию, захлестывающую его родину, для которой он со всем напряжением трудился всю жизнь».

Горбачев — отдельная тема. Александр Нездоля написал, что Горбачев еще в 1986 г. избрал двойную тактику: «заигрывания и с поверившими в него коммунистами СССР, и с лидерами нарождающихся народных фронтов», хотя КГБ «делал все возможное, чтобы предотвратить кризисные ситуации в стране». Однако Горбачев в 1990 г. «приказал вообще свернуть все крупные операции КГБ против внешних врагов СССР». В то же время с подачи ЦРУ исламские боевики «уже начали воевать на территории СССР — на Кавказе и Средней Азии». По мнению писателя, КГБ «за время его существования в основном выполнял задачи по защите государственных и народных интересов Советского Союза, благодаря чему был обеспечен мирный труд страны и постепенный рост благосостояния миллионов трудящихся».

Еще одно достоинство книги — «Архив личной памяти». Как по мне, зря генерал поскупился и отвел ему незначительную часть текста. С точки зрения читателя, именно эти воспоминания непосредственного участника событий имеют значительный вес.

Александр Иванович написал, что «КГБ как исполнитель воли КПСС был вынужден участвовать в репрессиях, но многие руководители УКГБ и центральных аппаратов республик понимали абсурдность преследования граждан за частную критику и пытались минимизировать карательные меры». А что касается ГКПЧ, то, по мнению автора, «это была печальная попытка реанимировать почти умершую идею единой партийной власти, которая уже умерла в душах большинства граждан СССР». Нездоля считает, что «большая ошибка брежневских руководителей была в том, что они поставили себя над законом и народом: завели себе спецмагазины, спецдачи и спецпайки», а в Украине этим воспользовались радикал-националисты. Вместо рациональных реформ страну «захлестнула мягкая волна избирательных репрессий». Итог всем известен.

Хотелось бы обратить внимание читателя на такой фрагмент из личных воспоминаний генерала КГБ. В подглавке «Чекисты с улицы Степана Бандеры» автор рассказывает о том периоде (1989—1991 гг.), когда он служил во Львовском УКГБ. Улицу, на которой располагалась спецслужба, переименовали в ул. Степана Бандеры. Но не в этом дело. Все предприятия Львовской области союзного значения остановились, «потеряв российских партнеров», а власть «раздавала предприимчивым дельцам лакомые куски и разрушала промышленный потенциал области», назначая на должности пустозвонов. Лично меня как читателя поразила фраза: «Среди сотрудников оперсостава нашлись люди, которые поспешили «стучать» новой власти. Из трусости эти офицеры предавали своих товарищей. Таким образом, в печать попал совершенно секретный приказ об агентурной работе».

Что можно сказать по этому поводу? Ни одна из секретных служб мира до сих пор не вывалила в печать столько откровений, сколько бывшие сотрудники КГБ, а заодно и их партийные шефы. Однако жизнь не стоит на месте, и перед любым государством рано или поздно встает задача защитить свои экономические и стратегические интересы от внешних недругов. Александр Нездоля остановился на 1991 г., поскольку, по его словам, «некорректно обсуждать нынешнюю службу, из которой в силу разных причин в свое время ушли профессионалы». Так что летопись СБУ еще продолжится.



Владимир КОЛЫЧЕВ
Категория: СМИ | Просмотров: 2841 | Добавил: Admin | Рейтинг: 3.7/3